btn_up.png




Верховный Суд
Российской Федерации

Российский государственный университет правосудия

Задать вопрос

Отправить




18

Дек

2014

18 декабря в нашем филиале прошёл VI КУРС ЧТЕЦОВ. В этом ежегодном смотре речевого искусства состязались не только наши студенты, но и гости из четырёх учебных заведений.

В интернете нашёл удивительное предложение-побуждение: «Если бы у Вас была способность, читая вслух, оживлять книгу, перенося героев в нашу реальность, то стали бы Вы читать её вслух? Если да, то какую книгу Вы бы выбрали?»

Именно таким мотиватором можно было бы предварять конкурс чтецов. Не этот ли выбор делает каждый участник, останавливаясь на том или ином тексте?..

Сверхзадача этого замечательного события – в преодолении собственной лени, невежества, пошлого прагматизма современности, в утверждении творчества и самой жизни в её лучших проявлениях. Такие темы волновали участников конкурса и диктовали выбор произведений.

К участию в конкурсной программе допускались самые разнообразные произведения. Это были и стихотворные, и прозаические опусы, литературно-музыкальные композиции, монологи и инсценированные рассказы.

Ральф Урдо Эмерсон (американский эссеист, поэт и философ, 1803 – 1882) говорил, что библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты. Мы должны открыть книгу, и тогда они очнутся. Благодаря книгам мы можем общаться с лучшими умами мировой истории.

Однако древние греки и римляне не исповедовали наш культ книги. В книге они видели суррогат устного слова. Фраза, которую обычно цитируют: "Scripta manent, verba volant" (Написанное остаётся, слова улетают – лат.) означает не то, что устное слово эфемерно, а то, что написанное слово жёстко и мертво. В устном же слове есть что-то легкое, «крылатое и священное», как говорил Платон. Все великие учители человечества наставляли устным словом. 

Слово печатное – вещь виртуальная, потенциальная, возможная, предрасположенная к бытию – оживает лишь тогда, когда мы читаем егоно более того – когда произносим вслух. «…мертва книга перед живым словом!» (Гоголь. «Мёртвые души»). Поэтому чтеца можно назвать аниматором слова, владеющим волшебством устной речи, идущей не просто из уст в уши, но от сердца к сердцу. Когда слово звучит, мы воспринимаем не только смысл его, но и звучание, вибрацию, пульс, мелодию речи. «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое целое» (К. Д. Ушинский).

Ты произносишь слово, рождённое и сформированное художником-мастером изящной словесности. Ты берёшь это слово на язык, перекатываешь во рту, пробуешь на вкус, смакуешь и, наконец, воспроизводишь, являя миру, делишься со слушателем обретённым тобою сокровищем. Надо ли говорить, как формирует чтеца произносимая им речь, не просто правильная, выверенная, ясная и точная, но и художественно преображённая, освящённая искрой духа, вдохновением Творца. «Слово есть воссоздание внутри себя мира» (К. Аксаков).

Хочешь научиться говорить красиво и весомо – учи наизусть стихи и прозу, участвуй в конкурсах чтецов и ораторов. Выбрал публичную профессия – приобщайся к живому и ёмкому, лаконичному и точному слову. И обретёшь на всю жизнь безмерное нетленное богатство!

Перед выступлением студенты, естественно, волновались, но этот умеренный стресс и мобилизовал их решительность и волю к победе. «От страха немею, но сердцу не лгу, скажу, как умею, скажу, как могу!»

Уровень исполнения литературного произведения компетентное и авторитетное жюри оценивало по следующим критериям: качественный литературный материал; самовыражение и проявление личности исполнителя через чтение; идейно-тематический анализ произведения, осознание сверхзадачи и её воплощение; умение донести слово до слушателя, интонационная выразительность речи (чёткая дикция, диапазон, дыхание, динамика, выражаемая в акцентах-ударениях, мелодика речи, как движение голоса по звукам разной высоты, темп и ритм в длительности звучания, паузах и остановках, эмоциональная окраска речи, определяющая характер); культура поведения на сцене, чувство зала и обратная связь, использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений), соответствующий костюм и атрибутика. 

Победителями стали Кристина Хребтикова из Российской правовой академии и Ксения Пыжьянова из нашего филиала – два диплома первой степени; на втором месте опытный и искусный Тимур Дылыков (также из ВСФ РГУП), на третьем трое – Анна Якимова (РПА) и наши первокурсницы Виктория Игнатенко и Юлия Алексеева.

Конкурс действительно стал событием – праздником. Спасибо тем, кто организовал и провёл его. Особая благодарность – руководителю литературно-драматической студии «В начале было Слово…» Валентине Семёновне Просекиной, режиссёру и наставнику.

Платон Фемиди

 

Календарь событий

Задать вопрос

Отправить