16
Ноя
2014
О |
В Восточно-Сибирском филиале Российского государственного университета правосудия состоялись литературные концерты, посвящённый 200-летнему юбилею великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Два дня, 27 и 30 октября, студенты и преподаватели признавались в любви к родной речи и русской изящной словесности.
|
|
Нам, действительно, не хватает этого часа – катастрофически! – времени для рефлексии и самоопределения: кто мы, к какой цивилизации себя относим, какую национальную культуру считаем своей, какие коды проговариваются в нас. И тут срабатывает не столько расовый или этнический след в нашей крови, сколько память языка, алгоритмы души, шифры духа, словом, наш культурный и цивилизационный выбор! Человек – существо социальное. В какой культуре он вырастет, с той и свяжет своё самосознание, независимо от цвета кожи. Яркий пример – русский поэт Александр Пушкин, правнук эфиопа, арапа Петра Великого. |
Некоторые считают, что «духовные скрепы» это такая же выдумка политтехнологов, как «развитой социализм», «перестройка», «россияне» и т.п. Но «духовные скрепы» невозможно выдумать, высосать из пальца. Это плод тяжелейших духовных испытаний и даже страданий. Раньше «духовные скрепы» были общеизвестны: «православие, самодержавие, народность» – теория графа Уварова. Теперь такой теории нет, единая государственная идеология по Конституции запрещена (Конституция РФ, ст. 13). Впервые о «духовных скрепах» сказал Владимир Путин, выступая с ежегодным Посланием президента РФ Федеральному Собранию. Наверху наконец-то заметили, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Но «мы исторически доказали свою способность передавать нравственные ценности из поколения в поколение», – ободрил нас национальный лидер.
|
|
«Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И, тем не менее, он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь», – пишет В.В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос». Он подчеркнул, что Россия – это "государство-цивилизация, скрепами которого являются русский язык и русская культура". Каковы же они – «духовные скрепы» современной России? Это: 1\ русский язык; 2\ обычаи и традиции; 3\ история; 4\ культура; 5\ религия. Если всё это обобщить, то квинтэссенцией будет ни что иное, как великая русская литература. Во многом именно благодаря русской литературе Россия была признанной великой державой. |
||
Когда Томас Манн говорил, что «достойная преклонения русская литература и есть та самая святая литература», то имелся в виду опыт философской мудрости, породивший литературу не только как текст, но и как жизнь. Не сохраним язык – не сохраним и культуру, не сохраним культуру – не сохраним страну. Великий француз Антуан де Сент-Экзюпери писал, что для него «существует лишь одна проблема в мире – возвратить людям духовную сущность, духовные заботы». «Я легко могу прожить без необходимого, без лишнего я прожить не могу», – заявил поэт Михаил Светлов, подразумевая под «лишним» прежде всего, конечно же, поэзию.
|
|
Величайший поэт России, гений и пророк М. Ю. Лермонтов родился 200 лет назад. Однако и сегодня нам понятен и близок его вдохновенный язык, его боль и тревога. Прав был Лев Толстой, когда высказался о Лермонтове, что «если бы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский». Всё очень просто: именно Лермонтов точно прочувствовал русский цивилизационный код, который не обособляет его, а вводит в общемировое пространство. В нашем вузе благодаря инициативе и энергии заслуженного работника культуры Валентины Семёновны Просекиной состоялись часы памяти поэта в формате литературных концертов. Выпускница нашего филиала Ксения Лагаева исполнила романс «Выхожу один я на дорогу». Никита Россов, также наш выпускник, сам поставил сцену из драмы «Маскарад» и сыграл её с Эльзой Крайкивской (1 курс истфака ИГУ) – театр «Диалог». Виктория Игнатенко исполнил стихотворение юбиляра «Я не унижусь пред тобою», Юлия Алексеева – «Песню про купца Калашникова», а Юлия Лебедева – «Над морем красавица дева сидит».
|
Александр Геннадьевич Ипполитов не просто прочитал сложное для восприятия стихотворение Лермонтова «Пророк», но и оживил его инсценировкой. Интересным было выступление преподавателя немецкого языка Виктора Михайловича Иванова. Он прочёл «Ночную песню путника» Гёте на языке оригинала и в переводах Иннокентия Анненского, Бориса Пастернака, Валерия Брюсова, а также Михаила Лермонтова («Из Гёте»: «Горные вершины спят во тьме ночной...»). И слушатели ещё раз смогли убедиться в гениальности несравненного Михаила Юрьевича, чья стихотворная интерпретация, несомненно, совершеннее прочих.
|
Тимур Дылыков читал А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Ирина Донская – Анну Ахматову. Ксения Пыжьянова прочла прозу – знакомый уже нам по её исполнению фрагмент из повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». |
Артемий Кушнарёв пел Высоцкого «Он не вернулся из боя». Валерия Бочкарёва исполнила искрящийся юмором монолог из Тэффи «Воротничок». |
А в субботу – 15 ноября –многие из этих исполнителей выступили и на камерной сцене Дома литераторов в программе, подготовленной театром «Слово» (руководитель – В.С. Просекина) к юбилею великого поэта. Наш корреспондент Платон Фемиди |
Календарь событий