btn_up.png




Верховный Суд
Российской Федерации

Российский государственный университет правосудия

Задать вопрос

Отправить




16

Ноя

2014

Олер

В Восточно-Сибирском филиале Российского государственного университета правосудия состоялись литературные концерты, посвящённый 200-летнему юбилею великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Два дня, 27 и 30 октября, студенты и преподаватели признавались в любви к родной речи и русской изящной словесности.

 

Нам, действительно, не хватает этого часа – катастрофически! – времени для рефлексии и самоопределения: кто мы, к какой цивилизации себя относим, какую национальную культуру считаем своей, какие коды проговариваются в нас.

И тут срабатывает не столько расовый или этнический след в нашей крови, сколько память языка, алгоритмы души, шифры духа, словом, наш культурный и цивилизационный выбор!

Человек – существо социальное. В какой культуре он вырастет, с той и свяжет своё самосознание, независимо от цвета кожи. Яркий пример – русский поэт Александр Пушкин, правнук эфиопа, арапа Петра Великого. 

Некоторые считают, что «духовные скрепы» это такая же выдумка политтехнологов, как «развитой социализм», «перестройка», «россияне» и т.п. Но «духовные скрепы» невозможно выдумать, высосать из пальца. Это плод тяжелейших духовных испытаний и даже страданий.

Раньше «духовные скрепы» были общеизвестны: «православие, самодержавие, народность» – теория графа Уварова. Теперь такой теории нет, единая государственная идеология по Конституции запрещена (Конституция РФ, ст. 13).

Впервые о «духовных скрепах» сказал Владимир Путин, выступая с ежегодным Посланием президента РФ Федеральному Собранию. Наверху наконец-то заметили, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Но «мы исторически доказали свою способность передавать нравственные ценности из поколения в поколение», – ободрил нас национальный лидер. 

«Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И, тем не менее, он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь», – пишет В.В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос».

Он подчеркнул, что Россия – это "государство-цивилизация, скрепами которого являются русский язык и русская культура".

Каковы же они – «духовные скрепы» современной России?

Это: 1\ русский язык; 2\ обычаи и традиции; 3\ история; 4\ культура; 5\ религия.

Если всё это обобщить, то квинтэссенцией будет ни что иное, как великая русская литература.

Во многом именно благодаря русской литературе Россия была признанной великой державой. 

Когда Томас Манн говорил, что «достойная преклонения русская литература и есть та самая святая литература», то имелся в виду опыт философской мудрости, породивший литературу не только как текст, но и как жизнь.

Не сохраним язык – не сохраним и культуру, не сохраним культуру – не сохраним страну.

Великий француз Антуан де Сент-Экзюпери писал, что для него «существует лишь одна проблема в мире – возвратить людям духовную сущность, духовные заботы».

«Я легко могу прожить без необходимого, без лишнего я прожить не могу», – заявил поэт Михаил Светлов, подразумевая под «лишним» прежде всего, конечно же, поэзию.

 

Величайший поэт России, гений и пророк М. Ю. Лермонтов родился 200 лет назад. Однако и сегодня нам понятен и близок его вдохновенный язык, его боль и тревога. Прав был Лев Толстой, когда высказался о Лермонтове, что «если бы этот мальчик остался жив, не нужны были ни я, ни Достоевский». Всё очень просто: именно Лермонтов точно прочувствовал русский цивилизационный код, который не обособляет его, а вводит в общемировое пространство.

В нашем вузе благодаря инициативе и энергии заслуженного работника культуры Валентины Семёновны Просекиной состоялись часы памяти поэта в формате литературных концертов.

Выпускница нашего филиала Ксения Лагаева исполнила романс «Выхожу один я на дорогу».

Никита Россов, также наш выпускник, сам поставил сцену из драмы «Маскарад» и сыграл её с Эльзой Крайкивской (1 курс истфака ИГУ) – театр «Диалог».

Виктория Игнатенко исполнил стихотворение юбиляра «Я не унижусь пред тобою», Юлия Алексеева – «Песню про купца Калашникова», а Юлия Лебедева – «Над морем красавица дева сидит».

Александр Геннадьевич Ипполитов не просто прочитал сложное для восприятия стихотворение Лермонтова «Пророк», но и оживил его инсценировкой.

Интересным было выступление преподавателя немецкого языка Виктора Михайловича Иванова. Он прочёл «Ночную песню путника» Гёте на языке оригинала и в переводах Иннокентия Анненского, Бориса Пастернака, Валерия Брюсова, а также Михаила Лермонтова («Из Гёте»: «Горные вершины спят во тьме ночной...»). И слушатели ещё раз смогли убедиться в гениальности несравненного Михаила Юрьевича, чья стихотворная интерпретация, несомненно, совершеннее прочих.

 

Тимур Дылыков читал А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Ирина Донская – Анну Ахматову. Ксения Пыжьянова прочла прозу – знакомый уже нам по её исполнению фрагмент из повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

Артемий Кушнарёв пел Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Валерия Бочкарёва исполнила искрящийся юмором монолог из Тэффи «Воротничок».

А в субботу – 15 ноября многие из этих исполнителей выступили и на камерной сцене Дома литераторов в программе, подготовленной театром «Слово» (руководитель – В.С. Просекина) к юбилею великого поэта.

Наш корреспондент Платон Фемиди

Календарь событий

Задать вопрос

Отправить